Суббота, 18.05.2024, 09:20

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page

Главная » 2010 » Июнь » 21 » Открытие астрономов: Наша Галактика усеяна поминальными огнями погибших цивилизаций
17:16

Белые карлики-людоеды

Сенсационное заявление о том, что мы далеко не одиноки во Вселенной, прозвучало на ежегодном собрании Королевского астрономического общества, которое на днях прошло в Университете шотландского Глазго. А сделать его позволило оригинальное исследование, проведенное группой астрономов во главе с Джеем Фарихи из Лестерского университета.

Ученые изучали звезды, которые зовутся белыми карликами. В такого со временем превратится наш родной желтый карлик – Солнце. Да и другие звезды схожего размера и массы. Как правило, новая жизнь начинается после того, как в их недрах заканчивается термоядерное топливо.

Но перед волшебным перевоплощением начинается сущий кошмар. Звезды впадают в агонию – раздуваются и становятся красными гигантами. Диаметры увеличиваются в 200 раз. И раскаленные сферы поглощают планеты, которые при них были.

Когда настанет черед Солнечной системы, точно неизвестно. Может быть, через миллион лет, может быть, через миллиард. Но и она обязательно будет съедена светилом. Вместе с людьми. Если они не успеют переселиться куда-нибудь в другое место. Как в свое время советовал Константин Эдуардович Циолковский.

Насытившись, Солнце начнет сжиматься. Пока не превратится в яркий и плотный сгусток размером с Землю. Желтый карлик станет белым. И уже одиноким.

Идея Фарихи: любой вселенский «людоед» должен хранить в себе «непереваренные остатки» – химические элементы, составлявшие планеты. Или их прах, если выражаться иначе.

В нашем – земном – случае, к примеру, элементов набиралось бы на целую таблицу Менделеева. А чем хуже другие миры?

Стало быть, анализируя спектры излучений белых карликов, можно попытаться поискать соответствующие линии. Чем, собственно, ученые и занимались в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. В природе ведь, как говорят, ничего не исчезает бесследно.

Млечный Путь - спиральная Галактика с поперечником в 100 тысяч
световых лет. Мы живем на окраине - в рукаве Ориона. Наши соседи - около
 400 миллиардов звезд.
Млечный Путь – спиральная Галактика с поперечником в 100 тысяч световых лет. Мы живем на окраине – в рукаве Ориона. Наши соседи – около 400 миллиардов звезд.

Здесь были чьи-то кости

Фарихи с коллегами изучили в общей сложности 146 белых карликов. Они находились в областях, свободных от космической пыли, комет и астероидов. То есть вероятность того, что на звезды нападало вещество, занесенное из глубин Вселенной, была минимальной. Тем не менее даже предварительный анализ спектра карликов показал: в них полно кальция. Подозрительно высокая концентрация. А кальций – это и твердые породы, и… кости.

Далее: там, где нашелся кальций, обнаружился и избыток водорода. А водород – это вода. Вода – жизнь. А кальций и вода вместе – это каменистые планеты с океанами. Вроде нашей Земли…

Благоприятное сочетание элементов удалось выявить у 109 карликов. По сути, у большинства обследованных. Получается, что все они имели твердые планеты с водой. Как минимум пригодные для обитания.

Грустно, конечно, но выходит, что большинство белых карликов ныне светят яркими поминальными огнями. И это все, что, возможно, осталось на память от погибших тут цивилизаций.

Здравствуй, жизнь

Есть и обнадеживающая новость. По мнению планетологов, прозвучавшему на собрании, образование похожих на Землю планет – куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор. Значит, таких планет очень и очень много. А тех, на которых до сих пор есть жизнь, просто очень много.

Основываясь на исследованиях группы Фарихи и на статистических данных, астрономы подсчитали: только в нашей Галактике – Млечном Пути – 3,5 процента всех звезд обязаны иметь пригодные для жизни планеты. Если перевести проценты в штуки, то это миллиарды потенциально обитаемых миров. И некоторые могут находиться совсем близко. Их обнаружение – дело времени. Астрономические инструменты сейчас совершенствуются с потрясающей скоростью.

- Недалек тот день, – не шутят ученые, – когда мы в оптический телескоп разглядим купальник у инопланетянки, которая сидит на пляже, греясь под лучами альфы Центавра.

Звезды светят в ночи неугасимыми лампадами.

КСТАТИ О КАРЛИКАХ

Рядом с Солнцем расположена звезда-невидимка

Филип Лукас и его коллеги из британского Университета Хертфордшира обнаружили загадочный объект всего в 9,6 светового года от Земли. Эдакое крошечное солнце. Его диаметр составляет порядка десятой части нашего светила. А температура – особенно не погреешься: не более 230 градусов по Цельсию. Хотя кусок мяса на поверхности пожарить можно было бы.

Измерено: «жар», поставляемый объектом в окружающее пространство, составляет 0,000026 процента нашего солнечного. Но как раз по столь скромному тепловому излучению и удалось обнаружить малютку, который получил обозначение UGPS 0722-05.

Как объясняют ученые, если бы у такого, с позволения сказать, солнца были планеты, то их обитателям казалось бы, что оно, солнце, черное.

Едва нагретые звезды маленького диаметра называются коричневыми карликами. Вроде бы они тоже, как и их яркие сестры, образуются из облака газа, которое сжимается под влиянием собственной гравитации. Однако коричневым не хватает массы, чтобы запустить внутри себя термоядерную реакцию. И сиять за ее счет миллиарды лет. В таких карликах сохраняется лишь тепло, накопленное в процессе сжатия.

Каким бы хилым ни был UGPS 0722-05, это все-таки звезда. А последний раз звезды рядом с нами обнаруживали в 1947 году. В любом случае найденный ныне коричневый карлик пока самый близкий к нам из всех карликов.

Говоря слово «пока», астрономы намекают, что обследовали всего один процент звездного неба. И сразу же нашли карлика-невидимку.

Совсем не исключено, что дальнейшее изучение окружающего пространства добавит карликов. Из числа ближайших соседей, которые не видны в нормальные телескопы.

У UGPS 0722-05 есть загадки. Размером он примерно с наш газовый гигант Юпитер, но раз в 30 тяжелее. Чем таким весомым карлик набит? Неизвестно. Хотя, по предварительным данным, в атмосфере объекта обнаружены вода и метан.

Есть ли у карлика планетная система, пока не установлено. Но теоретически такое не исключено.

Просмотров: 785 | Добавил: DemonXZ | Теги: Смерть из космоса, предсказания, разное | Рейтинг: 0.0/0